Регулярное техническое обслуживание экскаватора необходимо для поддержания спецтехники в рабочем состоянии и предупреждения внезапного отказа функциональных узлов. Необходимость в проведении данных мероприятиях вызвана тем, что машина подвергается высоким нагрузкам. Они приводят к естественному износу компонентов. Кроме того, многие расходные детали и жидкости требуют замены согласно регламенту производителя. В нашей статье мы подробнее поговорим о том, каким образом и как часто нужно проводить техобслуживание.
Виды технического обслуживания
ТО классифицируют по периодичности проведения. Существуют следующие виды техобслуживания:
- Ежесменное (ЕО) перед началом каждой смены и после ее окончания;
- Периодическое (ПТО) – выполняется спустя 60 (ТО-1), 240 (ТО-2) и 960 (ТО-3) моточасов;
- Сезонное (СО) – проводится два раза в год в преддверии летнего и зимнего периода работы.
Вид техобслуживания определяет перечень мероприятий, необходимых для поддержания работы строительной техники.
Регламентные работы обслуживания экскаватора
Ежедневное техническое обслуживание экскаватора проводится перед каждой сменой и охватывает следующий комплекс мероприятий:
- Удаление пыли, грязи и других посторонних частиц с техники;
- Проверка надежности внешних крепежей;
- Осмотр машины на предмет течей ГСМ и охлаждающей жидкости;
- Определение уровня масла в картере дизеля по отметке, горючего и охлаждающей жидкости в радиаторе. Если уровень недостаточный, нужно залить жидкости до нормы;
- Смазывание шарнирных соединений;
- Осмотр и очистка аккумуляторной батареи;
- Измерение показателей давления в сливной магистрали, параметр не должен превышать 2,5 кгс/см2;
- Проверка работы гидравлических цилиндров в режиме холостого хода;
- Проверка показаний контрольно-измерительных приборов при работающем моторе.
По окончании смены необходимо заглушить мотор и замерять давление в гидравлической системе путем поочередного включения каждого золотника гидрораспределителя по 2-3 раза.
Техобслуживание ТО-1
Первое техобслуживание экскаваторов проводится с периодичностью 60 моточасов. Включает в себя все мероприятия, выполняемые при ежесменном обслуживании, и ряд дополнительных работ:
- Смазывание шарнирных соединений;
- Первичная замена фильтров рабочей жидкости (последующая проводится при ТО-3);
- Проверка натяжения ремней генератора и вентилятора, регулировка по мере необходимости;
- Проверка натяжения и регулировка гусеничных лент, ремней привода генератора;
- Оценка надежности креплений трубопровода гидросистемы, ОПУ, зубьев и других узлов. При ослабленных соединениях, крепежи нужно подтянуть;
- Слив отстоя из бака топлива;
- Запуск дизеля, нагрев до температуры РЖ +40°C и осмотр на предмет подтеканий по соединениям труб. По мере необходимости, устранение течей;
- Оценка состояния клемм, отверстий в вентиляционных пробках АКБ, уровня электролита (его высота должна составлять 10-15 над защитной решеткой);
- Замер давления в шинах и подкачка по мере необходимости: в задних колесах оптимальным является давление 0,19МПа, в передних – 0,14 МПа.
Техническое обслуживание экскаватора ТО-2 также включает в себя уход за воздухоочистителями дизеля. Для этого необходимо демонтировать узел, провести чистку завихрителя и сетки. Далее понадобится снять поддон и кассету, удалить всю рабочую жидкость и заменить ее новым маслом. Фильтры тоже нужно снять и промыть в топливе – ДТ или бензине.
Техобслуживание ТО-2
Второе плановое техобслуживание проводится каждые 240 часов и включает все мероприятия, выполняемые при ЕО и ТО-1. Кроме того, при ТО-2 нужно провести следующие работы:
- Замеры давления предохранительных клапанов в гидравлических распределителях, при отклонениях от нормы более чем на 2 МПа – нужно отрегулировать показатель;
- Очистка фильтров и монтаж новых фильтроэлементов;
- Обслуживание сапуна: извлечение набивки, промывка в бензине с продувкой сжатым воздухом, смазывание чистой РЖ и сборка;
- Осмотр тормозных колонок поворота и хода на предмет отхода, регулировка при отклонении более 0,5-1 мм;
- Проверка креплений капотов и кабины;
- Проверка состояния краски, по мере необходимости – окрашивание испорченных участков;
- Осмотр крепежного соединения рамы к рукавам задних полуосей, подтяжка крепежей, если они ослаблены;
- Проверка надежности креплений и их подтяжка в различных узлах: гидрораспределителях, топливном и гидравлическом баке, насосе и др.;
- Проверка плотности электролита и уровня зарядки АКБ, с последующей подзарядкой по мере необходимости;
- Удаление пыли и грязи с электрических устройств, работающих под напряжением 220 В.
Между ТО-1 и ТО-2 (в идеале, каждые 100 моточасов), необходимо проводить анализ гидравлической жидкости. Для этого достаточно произвести забор пробы 1 л. В рабочей жидкости не должны присутствовать твердые включения и посторонние элементы: вода, щелочные соединения, воздух и другие газы. Наличие инородных масс даже в небольшой концентрации (1%) может привести к кавитации.
Техобслуживание ТО-3
Техобслуживание экскаваторов №3 нужно проходить каждые 960 часов работы. План мероприятий включает все работы ТО-2 и ряд дополнительных операций:
- Проверка и регулировка (при необходимости): топливного насоса, расстояния между контактами прерывателя и электродами свечи, форсунок, муфты сцепления редуктора;
- Чистка и промывка фильтров: отстойника бака пускового двигателя, грубой очистки;
- Замена заправочного фильтра, фильтров тонкой очистки горючего;
- Заливка нового масла в редукторе хода и поворота, пускового двигателя;
- Обслуживание стартера и генератора;
- Проверка состояния дизеля, в т.ч. под нагрузкой и в режиме холостого хода;
- Промывка трубы калорифера от скопившихся отложений;
- Измерение давления в предохранительных клапанах гидравлических цилиндров;
- Оценка рабочего состояния реле-регулятора;
- Осмотр крепления пальцев муфты в сдвоенном насосе;
- Регулировка захода засова в системе открывания днища ковша прямой лопаты.
Сезонное обслуживание
Оптимальное время для проведения сезонного обслуживания определяется температурой воздуха. Весной подготовку спецтехники к эксплуатации можно выполнять при стабильной температуре от +5°C, осенью – ниже +5°C. Список мероприятий включает в себя:
- Заливка масла соответствующего сорта;
- Включение масляного радиатора весной и отключение осенью;
- Заливка ДТ, соответствующего сезону, в систему питания;
- Весной – промывка охладительной системы раствором из воды, кальцинированной соды и керосина, осенью – заливка антифриза;
- Заливка масла в редукторах хода и поворота, а также рабочей жидкости в гидросистеме;
- Приведение плотности электролита в соответствие с сезонной нормой;
- Весной – оценка работоспособности вентиляционной системы кабины и гидросистемы, осенью – отопительной системы в кабине.
В преддверии осенне-зимнего сезона нужно оценить работоспособность пускового подогревателя. При наступлении весенне-летнего сезона эксплуатации, необходимо промыть сапуны дизеля и провести чистку сливных отверстий в корпусе генератора.
Организация технического обслуживания и ремонтов экскаваторов понимания всех нюансов работы спецтехники, знаний и опыта замены технических жидкостей и установки запчастей. Кроме того, нужно иметь специальные инструменты и приборы для диагностики, позволяющие оценить точное состояние узлов, агрегатов и жидкостей. Для того, чтобы обеспечить перебойную работу техники и продлить срок ее службы, обращайтесь в нашу компанию. Мы работаем с широким рядом моделей отечественных и импортных производителей. Наша мастерская укомплектована полным набором инструментов и запчастей, необходимых для проведения всех видов техобслуживания.