Тракторы представляют собой самоходные машины, используемые для работы с навесным оборудованием и буксировки прицепов. На мировом рынке доступна широкая разновидность моделей, которые различаются многими техническими параметрами. В нашей статье мы расскажем о классификации тракторов, их назначении и конструктивных особенностях.
Классификация тракторов по назначению
В зависимости от области применения, спецтехника делится на три типа:
- Сельхозтракторы;
- Промышленного назначения;
- Лесная.
Сельскохозяйственные тракторы
Классификация сельскохозяйственных тракторов осуществляется по специализации:
- Самые простые модели, которые используют в выращивании культурных растений и разведении животных;
- Техника для проведения пропашных либо обычных работ;
- Специализированные модели, предназначенные для культивирования конкретных видов растений;
- Специальные машины для работ в горной, болотистой местности, теплицах и других нестандартных или стесненных условиях;
- Небольшие вспомогательные тракторы.
Промышленные тракторы
Среди тракторов, которые применяются в промышленных целях, выделяют следующие разновидности:
- Модели с навесными орудиями, используемые в качестве рыхлителя, бульдозера и другой техники для земляных и строительных манипуляций;
- Экскаваторы и погрузчики, машины для укладки труб, а также другие виды техники для проведения однотипных работ;
- Узкопрофильные машины для определенных рабочих условий: малогабаритные, подземные, спецтехника для выполнения операций в прибрежных зонах и на болотах.
Промышленные машины обычно являются малоподвижными и имеют большое тяговое усилие. Их можно применять на нестабильных почвах и в пересеченной местности.
Лесные тракторы
Машины для этой сферы классифицируют по назначению и специализации:
- Трелевочные, машины для сбора леса и последующей перевозки;
- ТС общего назначения, позволяющие выполнять лесовосстановительные операции;
- Плавающие модели для проведения операций на лесосплаве, которые задействуют на водоемах и вблизи них, а также модели для работы в болотистой местности и слабых грунтах.
Классификация тракторов по тяговому классу
Именно такое название получила мощность техники на постсоветском пространстве, тогда как на Западе ее измеряют в лошадиных силах. В России же силу тяги указывают в кН, а когда речь идет о классе, пишут в тонн силах (т.с.), где 1 т.с. = 10 кН. Исходя из этого параметра подбираются вспомогательные устройства и механизмы, необходимые для проведения конкретных видов работ. Наиболее распространенным является класс 1,4 т.с, но мы рассмотрим все варианты:
- 0,1. Этой категории принадлежат мотоблоки с одноосным шасси. Небольшие тракторы в основном используются в домашнем хозяйстве;
- 0,2. Чаще всего встречаются в малых фермерских хозяйствах. Существует возможность установки культиватора, телеги, косилки или иных рабочих устройств небольших размеров;
- 0,6. Многофункциональная машина, предназначенная для уборки сена, подготовки к посевным работам, междурядной обработки, высадки сельскохозяйственных культур. Служит еще транспортным средством;
- 0,9. Подходят для всех видов сельхозработ за счет функции реверса и регулировки колеи колес;
- 1,4. Применяются для сбора урожая, возделывания технических культур и овощей. Позволяют установить прицепные устройства, орудия полунавесного или навесного типа. С этим классном спецтехники легко проводить посадочные и заготовительные работы, обработку междурядий, внесение удобрений, боронование и вспахивание. Машина способна приводить в действие стационарные агрегаты;
- Рассчитаны на осуществление полевых работ разного типа средней степени сложности;
- Разработаны специально для обработки почвы, транспортных операций, посевных манипуляций и уборки урожая;
- Позволяют осуществлять энергоемкие операции на больших полях;
- Применяются в культивировании и засеве полей, имеющих большую площадь. Модели этой группы также подходят для перевозки грузов большой массы, снегозадержания, вспахивания. Высокая продуктивность достигается в т.ч. за счет высокомощных моторов;
- Способны проводить мелиорацию и другие энергоемкие манипуляции на больших полях.
Классификация тракторов по типу остова
Остов служит соединительным элементом в ходовой части. Исходя из конструктивных особенностей узла, тракторы разделяют на следующие виды: безрамные, полурамные, рамные и секционные. Существуют еще монокорпусные, но на практике почти не используются.
Рамные конструкции получают путем сварки или сборки поперечных балок и лонжеронов. Основным материалом в производстве остова выступает профилированный прокат. На этот узел далее ставят мотор, КПП, кузов и кабину. Конструктивные особенности упрощают ремонт и обслуживание техники за счет быстрого доступа к нужным узлам. Да и сама машина превосходит аналоги по надежности и сроку службы. Обычно модели с рамным остовом используют в промышленной технике, выпускаемой на ЧТЗ.
Безрамные остовы формируют из трансмиссии, которую присоединяют к силовому агрегату с применением болтов. Поверх основы устанавливаются дополнительные узлы. Конструкция отличается хорошей проходимостью и продуктивностью, хоть и имеет компактные размеры. Хорошо зарекомендовала себя в мини-тракторах МТЗ-132Н или ДТ-120. Минус только в том, что для замены одной детали приходится снимать корпус целиком.
Полурамные - наиболее популярные варианты. Они образуются в результате соединения или приваривания 2-х лонжеронов и корпуса трансмиссии. Такими конструкциями оснащают универсальные модели, предназначенные для сельского хозяйства и коммунальных работ разной сложности. Широко применяются в машинах МТЗ и ЮМЗ. Большой плюс в доступности основных компонентов для обслуживания. Но если нужно посмотреть второстепенные узлы, возникнут трудности.
Секционные конструкции объединяют в себе заднюю и переднюю полурамы, которые присоединяют друг к другу с применением шарниров. Такие остовы применяются в тракторах “Кировец”.
Разновидности ходовой части и движителя
Колесные тракторы предназначаются для передвижения по твердому грунту и асфальтным дорогам. Техника выпускается с тремя и четырьмя колесами. Первый вариант часто используется при посадке хлопчатника. Модели с четырьмя колесами бывают двух конфигураций:
- Заднеприводные (4х2);
- Переднеприводные (4х4) - машины повышенной проходимости, способные перемещаться на мягкой и рыхлой почве. Чтобы избежать порчи грунта, в такой технике часто ставят очень широкие колеса на обеих осях.
Движитель в виде гусеницы обеспечивает стабильное движение по рыхлым и мягким грунтам. Благодаря равномерному распределению нагрузки по всему движителю, гусеничная спецтехника практически не вредит почве. Она также менее склонна к пробуксовыванию и не застревает в земле даже после продолжительных дождей.
Гусеничные тракторы не могут ездить своим ходом на ровном дорожном покрытии из-за высокого риска его разрушения. Поэтому машину обычно доставляют к месту проведения работ на грузовых автомобилях или с помощью спецтехники.
Классификация коробок передач в тракторах
Ступенчатые трансмиссии содержат различные виды зубчатых колес. Особенностью этих КПП являются интервалы передаточного числа, во время которых спецтехника развивает максимальную мощность. Недостаток трансмиссии в том, что машина не может работать на полную мощность в определенных режимах.
Бесступенчатые коробки передач меняют вращающий момент плавно и непрерывно. Оптимально сочетают в себе мощность и экономичность двигателя. Данные КПП бывают электрическими, механическими и гидравлическими.
Комбинированными называют трансмиссии, в которых объединяется одна из бесступенчатых и ступенчатая передача, выступающая вспомогательной частью. Данная конструкция позволяет добиться широкого диапазона изменения вращающего момента и экономичности в эксплуатации.